
Памятка для родителей по безопасности дорожного движения
Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.
В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;
в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ, ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ ЭТО:
- пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
- при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности движения по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (при наличии разделительной полосы -по внешнему краю проезжей части);
- вне населённых пунктов пешеходы при движении по обочине или краю проезжей части должны идти только по левой стороне дороги на встречу движения транспортных средств, а лица ведущие мотоцикл, мопед или велосипед при движении по проезжей части должны двигаться по ходу движения транспортных средств;
- при движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств;
- пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений, где она хорошо просматривается в обе стороны;
- на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств;
- в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии -транспортного светофора.
ПЕШЕХОДАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- идти по краю проезжей части или обочине при наличии тротуара или пешеходной дорожки;
- выходить на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих видимость: кустарники, углы зданий, транспортных средств и т.д., не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств
ПРИ УПРАВЛЕНИИ ВЕЛОСИПЕДАМИ
1. Велосипедист является водителем транспортного средства и требования, предъявляемые Правилами дорожного движения к «водителям транспортных средств» в равной мере относятся и к велосипедистам.
2. Управлять велосипедом по улицам и дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
3. Велосипед должен иметь исправный тормоз и звуковой сигнал. Для движения в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован спереди фонарём или световозвращателем белого цвета, сзади -красного цвета, а с боков — жёлтого или оранжевого цвета. Исправное техническое состояние велосипеда, является основой безопасности движения.
4. Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
5. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м. 6. Водитель велосипеда при совершении маневров, поворотов, разворотов обязан подавать предупредительные сигналы, независимо от того, есть или нет позади него транспортные средства. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука или согнутая в локте вверх под углом 90 град, левая рука. Сигналу левого поворота или разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом. Сигнал торможения подаётся поднятой вверх левой или правой рукой.
ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА И МОПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Заниматься учебной ездой на автомобильных дорогах.
2. Управлять велосипедом имеющим неисправные тормоза, рулевое управление, при отсутствии световых или световозвращающих элементов.
3. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
4. Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.
5. Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.
6. Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
7. Осуществлять буксировку велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма на территории Смоленской области
Под детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых погибли или получили ранения различной степени тяжести дети и подростки в возрасте до 16 лет.
За 8 месяцев 2024 года на территории Смоленской области зарегистрировано 66 дорожно-транспортных происшествия с участием детей до 16 лет, в которых 5 детей погибли и 71 получили ранения (по сравнению с 2023 годом в области отмечается рост количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей).
Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми.
Основными видами ДТП с участием несовершеннолетних до 16 лет являются:
1. Наезд на пешехода - 14 ДТП
2. Столкновение – 28 ДТП
3. Опрокидывание – 6 ДТП
Из общего числа зарегистрированных ДТП большинство происшествий совершено по вине детей и подростков до 16 лет, т.е. ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновременно.
По возрастному критерию статистика распределилась следующим образом:
- от 1 до 3 лет – 3 ДТП, в которых 4 ребенка получил ранения;
- от 4 до 7 лет – 5 ДТП, в которых 5 детей получили ранения;
- от 8 до 13 лет - 31 ДТП, в которых 2 ребенка погибли и 31 получили ранения;
- от 14 до 16 лет - 32 ДТП, в которых 3 ребенка погибли и 30 получили ранения.
Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Самыми распространенными причинами «детских» несчастных случаев составляют: переход проезжей части вне установленного для перехода места, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства. Всего зарегистрировано 15 таких ДТП с участием несовершеннолетних до 16 лет, в которых 15 детей поучили ранения.
Также зарегистрировано 22 ДТП с участием несовершеннолетних водителей мопедов и мотоциклов, в которых 19 детей получили ранения и 2 ребенка погибли. Участниками ДТП стали и дети-водители-велосипедов, где зафиксировано 9 ДТП, в которых 7 детей получили ранения и 1 ребенок погиб.
Не теряет актуальности вопрос дорожного травматизма среди детей-пассажиров, когда водитель транспортного средства нарушил правила перевозки детей. Нарушение правил перевозки детей зафиксировано в 24 ДТП, в которых 22 несовершеннолетних получили ранения, 2 несовершеннолетних погибли.
Вместе с тем проведенный анализ аварийности показал, что детский дорожно-транспортный травматизм носит ярко выраженный сезонный характер. Количество ДТП с участием юных водителей мототранспорта по их собственной неосторожности возрастает именно в летний период.
Использование несовершеннолетними мототранспорта на дорогах общего пользования на территории региона становится серьезным источником повышенной опасности, как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими транспортными средствами. Такой транспорт может развивать значительную скорость, что при отсутствии специальных навыков управления создает высокую вероятность потери управления.
Кроме того, согласно статистическим данным в 26% ДТП несовершеннолетние водители, выезжая на проезжую часть дороги, не использовали защитную экипировку (шлем и т.п.), чем подвергали свою жизнь опасности.
Также в нашем регионе на протяжении последних нескольких лет активно развивается использование средств индивидуальной мобильности на дорогах общего пользования для передвижения и развлечения несовершеннолетних. СИМ также стали серьезным источником повышенной опасности как для пешеходов, так и для несовершеннолетних, управляющих такими устройствами.